Насон - История города Вологды - За какой пояс затыкали обидчиков

За какой пояс затыкали обидчиков

У славянских народов в древности был обычай подпоясывать как нательную, так и верхнюю одежду. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить. Поэтому упоминания о поясах мы находим уже в первых русских текстах. Различались пояса нижние — для штанов и верхние— для рубах и верхней одежды: «Пояс верхний шелк лазорев з золотом, кисти шелк зелен з золотом, цена рубль 28 алтын 4 денги, пояс нижней тесма крушковая шелкова с оковы серебряными, цена рубль 15 алтын» (1646). Имели отличия друг от друга пояс и опояска. Опояска была только матерчатой. Отличалась также меньшей длиной и шириной. На поясе носили мошну, а на опояске нож и мусат, то есть брусок для затачивания ножа. Пояс чаще носили на штанах, опояску — на рубашке или верхней одежде. 

Белозерец в 1616 г. обращается с челобитной к воеводе: «Снял государь пояс с мошнею в мошне дватцат ал(тын) да нож с опояскою». Правда, позже слово опояска стало достоянием диалектной речи, а пояс закрепилось в общем употреблении. На юге вместо опояски носили подпояски, но разница была лишь в названии предмета, а функции их совпадали: «У Артема Вожева подпояску де с ножем и с мусатом оборвали» (1648). Запояска — тоже местное название опояски. 

Тюркское по происхождению кушак (1489) обозначало верхний пояс из ткани, повязываемый на рубашку или верхнюю одежду, кушак носили люди всех сословий. Появление этого слова позволило различать, нижние и верхние пояса (верхний пояс называли кушаком, а нижний — просто поясом), хотя в живой речи и в письменности эти слова, долго употреблялись в одном значении. Правда, кушаки небольших размеров называли полукушачьем. Известны они, в частности, в Казанском уезде. Гораздо меньше, чем пояс и кушак, знали кожаные пояса — татауры и ремни. Слово татаур заимствовано из монгольского в конце XIV в. Обозначало ременный пояс с металлическими наконечниками. Название до сих пор употребляется в говорах. 

Древнее общеславянское ремень обозначало пояс для одежды с начала XIV в, а до этого так называли лишь часть пояса без пряжки. С XVII в. особенно модными становятся пояса из кожи. Кто имел возможность, украшал их драгоценными пряжками. Люди победнее по-прежнему носили одни лишь ремни, считая пряжки лишней роскошью. К слову сказать, кожаные пояса вообще-то всегда охотнее использовали простолюдины. 

По-разному называли их. В Томске вначале — тюркским словом тасма. В Москве в XVII в. иногда — тесьмой: «Царь по кафтану подпоясан тесмою, по ней запоны золоты»,— отчитывался посол Толочанов в 1651 г. 

У охотников были специальные пояса для своих принадлежностей. Вот как описана одежда погибшего в шуйской отписке 1649 г.: «Платье на нем кафтанишко сермяжное смуро худенько, а рубашенко да порты да штанишки серые, онучишки серые худые ж, натрусченко поясенко жичаные, лаптей и креста на нем нет». Натруска и есть этот верхний специальный пояс. 

Существовали и другие названия нижних поясов — гачник (от гачи — штаны). Он мог быть поясом или шнурком, вдетым в штаны. В «Описании Московского государства», составленном неизвестным лицом в XVII в., читаем: «Носят они штаны, которые наверху набором собраны на гашнике, а по произволению возможна их содвигат». 

В ряде мест вместо тканевых и шитых поясов использовали ленты из ткани, отрезанные с края куска материи. Это — нижние пояса бедных людей. Они имели местные названия: кромка — Тарногский городок, Важскиж уезд; покром — Свирь, Белозерск, Тарнога, Москва. В Рязани и Воронеже покромью называли женские пояса. Покромь упоминается в «Сказании о молодце и о девице» по списку XVII в.: «Сороко-отцов еси сын, рогозанная свита, холщевы порты, мочалная покромца, войлучная шапка». 

Давным-давно известны на Руси пояса. Развивались ремесла — увеличивались разновидности поясов, а значит, становилось больше и названий, которые, однако, мало различались по значению.