Насон - История города Вологды - Украшение ткани

Украшение ткани

Набойка

Изобретена набойка была, по-видимому, в Индии. На Руси она появилась через посредство купцов, торговавших с восточными странами. Сведения о ней встречаются уже в источниках, относящихся к X в. Сначала набивным делом на Руси занимались иконописцы-травщики. Но потом оно было освоено народными умельцами и получило широкое распространение в крестьянской среде. Из всех видов узорных тканей набойка – самая дешевая. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане.

Существовали два основных типа набивных тканей: белоземельные – с рисунком по белому фону, и кубовые – с рисунком по фону синему.

И в том и в другом случае узор на ткань наносили вручную, при помощи специальных резных досок – «манер». Их изготовляли из цельного куска твердой древесины (березы, клена, груши). Доски имели квадратную или прямоугольную форму, реже – клиновидную. Обычный размер такой доски – 20 х 20 см. Толщина – 3–5 см. Рисунок на манерах вырезался и был рельефным.

Если необходимо было нанести на ткань многоцветный рисунок, то пользовались несколькими досками. Для каждой краски готовилась отдельная доска, на которой вырезался не весь узор, а лишь его фрагменты, соответствующие данному цвету. Манеры накладывались на холст одна за другой – сколько красок в узоре, столько и досок. Так получалась ткань с рисунком, окрашенным в несколько цветов.

До конца XVII в. для нанесения узора на ткань применялась масляная краска. Краской пропитывали натянутый на раме кусок сукна. На него помещали доску с узором. Ткань расстилали по столу, покрытому чистым сукном. Доску накладывали на полотно и били по ней деревянным молотком. Краска переходила с доски на ткань. Операция повторялась до тех пор, пока вся материя не покрывалась узорами. Потом на смену этому способу пришел другой. Рисунок на набойной доске стали покрывать веществом, которое препятствовало переходу краски на ткань. Называлось оно «вапа» и могло быть разным по составу. Но обычно его готовили, растворяя в кипящей воде белую глину, купорос (соль серной кислоты), растительный клей и немного говяжьего жира. С рельефного рисунка на доске вапа переходила на ткань, которую затем опускали в кубовую краску. Получался белый узор на синем фоне. От вапы ткань отполаскивали в слабом растворе серной кислоты. Если основу вапы составлял воск, то достаточно было промыть готовую набойку в горячей воде.

Еще одним способом производства набойки была вытравка. Этот способ заключался в том, что на окрашенную ткань наносили с набойных досок вещество, окисляющее и разрушающее синюю краску. Результатом, как и при использовании вапы, был белый узор по синему полю. Но вытравку чаще всего использовали тогда, когда узор состоял из мелких деталей и его воспроизведение требовало четкости линий.

Набивкой ткани занимались красильщики, или синильщики, которые владели небольшими мастерскими и обслуживали население окрестных деревень. В каждой мастерской существовал образец – многометровый холст с фрагментами всех узоров набивных досок, имеющихся у владельца. Этот образец назывался узорником, заказником или маренником. Такой узорник раскидывали на местном базаре и по нему принимали заказы. Мастера-отходники брали его с собой, когда отправлялись на заработки в другие губернии.

Узоры набойки в основном были геометрическими и состояли из точек, кругов, квадратов, звездочек. С помощью этих простых фигур разрабатывались растительные мотивы (листики, ягодки, веточки, лепестковые цветы и т. д.). Но на набойных тканях встречаются и более сложные изображения: всадник, птица Сирин, грифон, древо жизни. Искусные мастера могли составить даже целую сюжетную композицию, в которой были представлены несколько персонажей.

Появление новых технических приемов изготовления набойки дало мастерам возможность усложнить рисунок и ввести в него мелкие детали. Один из таких приемов состоял в том, что контуры рисунка выкладывались шляпками вбитых в дерево гвоздиков, проволокой или медными пластинками, врезанными в поверхность доски.

Орнамент набойки всегда графически четкий, линейный. В нем не используются оттенки и полутона. Это своеобразная гравюра на холсте. Такое сравнение не случайно, потому что мастера-набивщики часто заимствовали элементы узора из гравированных книжных иллюстраций и лубочных картинок.

Набивные ткани были яркими, декоративными. Они заменяли крестьянам шелк, бархат, атлас – дорогие привозные материи, которыми могли пользоваться лишь люди состоятельные. Из набивных тканей шили как женскую одежду (сарафаны, передники, верхние части рубах), так и мужскую (рубахи, порты). Набойка использовалась в облачениях священников и в церковной утвари. Ею обтягивали переплеты книг. В технике набойки изготовляли даже полотнища знамен.

На территории Вологодской губернии небольшие мастерские по производству набивных тканей были почти в каждом уезде. Но особенно интенсивно это ремесло развивалось в Грязовецком, Каргопольском, Никольском и Устюженском уездах.

С конца XVIII в. фабричное производство набивных тканей (миткалей и ситцев) постепенно начало вытеснять ручной способ их изготовления. Однако и на протяжении всего XIX, и в начале XX в. это ремесло еще кормило целые уезды.

Вышивка
Рукоделие «из веков»

Вышивка – один из традиционных видов женского рукоделия, украшение изделии из ткани узорами. Вышивкой украшали одежду, белье (носильное, постельное, столовое), головные уборы, предметы бытового обихода (занавески, салфетки, носовые платки), церковную утварь (облачение священника, покрывала, хоругви). Техника применялась также для создания произведений, имеющих самостоятельное художественное значение, не относящихся к прикладному искусству. Существуют вышитые картины как светского, так и религиозного содержания.

Этот вид украшения изделий из ткани был широко распространен еще в Древней Руси. Вышиванием занимались не только крестьянки, но и знатные женщины. В специальной статье о нем из одного старого энциклопедического словаря приводились такие сведения: «Уже в "Домострое", своде житейских правил и наставлений XVI в., говорится о прозрачном вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины. В известном сочинении Юрия Крыжанича "Русское государство в половине XVII столетия" впервые говорится о несомненной пользе общедоступного преподавания всякого рода рукоделий и знаний женщинам с целью образовать из них добрых жен и матерей и хороших хозяек, а также упоминается об устройстве особых мастерских или школ рукоделия для достижения этой цели. Наши древние царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключенные в терема и окруженные сенными девушками, воспроизводили самые причудливые и богатые вышивки шелком и золотом с примесью бус, часто настоящего жемчуга, под названием бурмитских зерен, и самоцветных камней. Особенною роскошью отличались вышивки на сарафанах, кокошниках и других головных уборах».

Своеобразными хранилищами секретов старинных вышивок были мастерские при женских монастырях. Там традиционные навыки совершенствовались, оттачивались и достигали высочайшего уровня. Тонкой и изящной техникой вышивки славились крепостные мастерицы, основным занятием которых по воле помещика становилось рукоделие. В мастерских при дворянских усадьбах они вышивали для хозяев и на продажу белье, платье, занавесы, пологи к кроватям. И монастырские, и усадебные мастерские производили изделия дорогие, предназначенные не для простых людей.

Но богатые наряды, отделанные вышивкой, носили и крестьянки. Об этом с удивлением писали иностранцы, бывавшие на Русском Севере. Понятно, что такая одежда у крестьян не была повседневной. Ее надевали лишь по большим праздникам и передавали от поколения к поколению. Вместе с тем, вышивка украшала и вещи, которыми простонародье пользовалось постоянно. В конечном счете красота не зависит непосредственно от стоимости материала, которым пользуется рукодельница. Она создается умением, мастерством, талантом. Большими художественными достоинствами может обладать и простое льняное полотно, расшитое красными нитками. Обремененные заботами по хозяйству, крестьянки находили возможность приготовить для себя и праздничную и обыденную одежду, отвечающую народным представлениям о красоте.

Материалы и инструменты

Материалами для вышивки являются ткань (чаще всего льняная), а также льняные, шерстяные, бумажные (хлопчатобумажные), шелковые, золотые или серебряные нити (скань). Но материалы могут быть и более экзотическими. Для вышивки использовались жемчуг, бисер, стеклярус, солома и даже человеческие волосы. А североамериканские индейцы вышивали травами по бересте.

Основной инструмент мастерицы – игла. Она должна быть достаточно длинной, чтобы не задерживать движений вышивальщицы. Древние люди вырезали иглы из дерева и кости, затем их стали делать из разных металлов (железа, бронзы, серебра). Самой практичной оказалась стальная игла. Она широко вошла в обиход после того, как в начале XIX в. было налажено фабричное производство таких игл. Игольное ушко – довольно позднее изобретение, его придумали испанцы в начале XVI в. До этого времени нить на игле удерживал небольшой рубчик.

Для удобства в работе ткань иногда натягивали на пяльцы – прямоугольную рамку из деревянных планок. Круглые пяльцы применялись для вышивания мелких вещей. Их делали из обручей, отрезанных от решета.

Рисунок вышивки образуется швами, которые накладываются на ткань. Нитку пропускают с помощью иглы сквозь материал и снова выводят на его поверхность. Однако так выполняется не всякая вышивка. Золотая нить и жемчуг идут только по лицевой стороне изделия, мастерица закрепляет их на поверхности ткани, прихватывая с изнанки шелковой нитью.

Существуют разные способы вышивания. Их можно свести к двум основным типам в зависимости от того, как накладывают швы (стежки).

Первый тип – это так называемая счетная техника. Шов накладывают, считая нити ткани, по которой вышивают. Длина шва определяется количеством нитей. Чередуя швы разной длины, выводят узор.

Второй тип – техника вышивки по свободному контуру. Когда ею пользуются, то счет нитям не ведут, а швы накладывают, следуя линиям заранее намеченного рисунка.

Виды швов

В русской народной вышивке используются разнообразные способы накладывания швов. Всего их насчитывается более пятидесяти Умелое пользование ими делало вышивку произведением подлинного искусства. Старинные русские вышивки до сих пор восхищают богатством творческой фантазии, тонкостью художественного вкуса, красочностью и изяществом рисунка. Не случайно этот вид рукоделия получил название «живописи иглой».

Основные способы накладывания швов таковы.

Верхошов – это такой способ, при котором стежки на лицевой стороне ткани разделяются мелкими стежками с изнаночной стороны. Основной рисунок получается на лицевой поверхности, а на изнаночной – легкий пунктир по его контуру. Верхошов можно назвать односторонним швом.

Двусторонний шов выглядит одинаково как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Когда его ведут, то лицевые и изнаночные стежки следуют друг за другом. Затем игла возвращается назад, заполняя промежутки между стежками с обеих сторон.

Одной из распространенных на территории Вологодского края разновидностей двустороннего шва была роспись. Называется она так потому, что узор создается тонкими линиями, обычно красной нитью по белому фону. Это Древний вид вышивки. В западных уез-дах способ росписи применялся для создания сложных композиций с фигурами людей и животных. В восточных уездах его больше использовали для геометрических орнаментов, состоящих из ромбов, крестов, точек, полос в разных комбинациях.

Другой вид шва – набор. При его использовании ровные горизонтальные стежки кладутся в одном направлении то поверх, то снизу ткани. В результате на изнаночной стороне изделия получается негативное изображение узора.

Такой же эффект дает браное ткачество. Поэтому в местах, где оно было распространено, вышивка набором популярностью не пользовалась.

Гладь похожа на набор, только стежки здесь ложатся плотно один к другому, сплошным настилом.

Тамбурный шов напоминает цепочку. Он может выполняться и крючком, и иглой. Этот способ был особенно популярен в деревнях, которые находились на территории современных Тотемского, Нюксенского и Кичменгско-Городецкого районов. Местные мастерицы использовали богатый набор цветов: желтый, фиолетовый, синий, зеленый, красный. Фон вышивки был белым.

Крестик – это шов, состоящий из двух косых перекрещивающихся стежков. Если на него накладывались еще два прямых стежка, то такой крестик назывался двойным. Вышивка крестиком дает мастерицам возможность работать быстрее. Правда, рисунок выглядит грубоватым. В крестьянском быту крестик постепенно заменил двусторонний шов.

Каждый вид шва имел еще и несколько разновидностей. Это намного увеличивало возможности вышивальщиц. В своей работе они нередко сочетали несколько швов. Так, например, по контуру рисунка мог идти тамбурный шов, а его внутреннее пространство заполнялось гладью.

Строчка

Для работы в счетной технике ткань прореживали, выдергивая нити через равные промежутки. (Например, четыре нити через четыре.) Получалась сетка, которой пользовались как канвой для вышивания. Узор создавали, заполняя ячейки этой сетки различными швами и обвивая ее нитями (такими же, как сама ткань, или другими по цвету). Еще один способ образования узора заключался в том, что прореженные нити стягивали между собой в определенном порядке. Первый из этих способов – перевить, второй – стяги.

Техника вышивания по прореженной ткани называется строчкой. Существовало несколько ее разновидностей (мережка, строчка-перевить, цветная перевить, строчка-вырезы, строчка по письму и др.).

Почти на всей территории Вологодского края была распространена белая строчевая вышивка. Называлась она так потому, что для нее использовались белые хлопчатобумажные нити. А изделия, выполненные этим способом, именовали поэтически – «шитой белью». Они и в самом деле были очень красивы, производя впечатление сказочной чистоты. Такие изделия создавались руками и вологодских, и сольвычегодских, и великоустюгских, и тотемских, и каргопольских, и белозерских, и кирилловских, и устюженских, и бабаевских мастериц.

«Строчка по вырез» и «вологодское окно»

Две разновидности строчевой вышивки, применявшиеся вологодскими мастерицами, особенно интересны.

Первая из них – строчка по вырези (разновидность редкого вида вышивки «строчка по письму»). Порядок работы над ней таков. На ткань наносят рисунок. Его контуры обшивают цепочкой (тамбуром). Внутреннюю поверхность рисунка покрывают гладью и стягами, создавая дополнительный узор. Из фона рисунка дергают нити. Получившаяся сетка перевивается. Готовое изделие выглядит как силуэт, вырезанный из ткани.

Искусствовед В. А. Фалеева так характеризовала художественные достоинства этого вида вышивки: «Вологодская строчка по письму дает образцы не только превосходно выполненных растительных мотивов, но и сложных бытовых сцен со множеством фигур. Рисунки изображают здания, корабли, прогулки в каретах и верхом, хороводы и т. п. Вышитые фигуры людей и животных полны движения, их силуэты характерны и типичны. Многие вышивки этого рода иллюстрируют сказки, песни, популярные в народе повести. Образцом для них служили народные лубочные картинки, во множестве печатавшиеся в XVIII в. В процессе работы над вышивкой картинки видоизменялись согласно творческому замыслу вышивальщицы. Такими вышивками оформлялись бытовые предметы, главным образом подзоры к простыням. Расположение фигур в них всегда симметрично. Данный прием, как и многие другие приемы создания вышитой картины, был талантливо разработан безвестными художницами-вышивальщицами».

Вторая разновидность оригинальной строчевой вышивки называется «вологодское стекло». Старинное ее название – «вологодское окно», оно более точно определяет форму контура, который заполняется узором.

Сначала готовится сетка. На ткани намечают квадрат и делят его на четыре части. В каждом из четырех получившихся меньших квадратов делают вырезы, оставляя между ними по 6–8 нитей ткани. Эти промежутки, напоминающие переплет окна, называются «тоньки». Каждый их четырех квадратных вырезов перекрещивается по обеим диагоналям плотно сплетенной полоской (насновкой). Ее ширина должна равняться ширине тонек. Пространство между тоньками и насновками заполняется узором из кругов, полукругов и овалов. А фон имеет вид сетки с крупными ячейками. В него могут также включаться «плетешки» и «паучки». В. А. Фалеева назвала «вологодское стекло» «одним из самых изысканных созданий вышивального искусства». Этот вид вышивки похож на кружевоплетение.

Орнамент

Узоры, которыми мастерицы расшивали свои изделия, были унаследованы ими от предшественниц. Из поколения в поколение передавались и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Конечно, вышивальщицы не повторяли автоматически одно и то же на протяжении столетий. Каждая из них дополняла полученные от старшего поколения навыки и сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась. Бережное сохранение достижений прошлого – один из основных принципов народного искусства.

В узорах, которые вологодские крестьянки вышивали и в XIX, и в начале XX в., отразились древние представления, восходящие к временам язычества. Мастерицы не всегда хорошо осознавали, какой смысл имел в далеком прошлом тот или иной элемент узора, та или иная фигура. Они перенимали образец как способ украшения изделия, как пример для подражания, как неотъемлемую часть мастерства вышивальщицы. Однако в искусстве важно не только понимание, но и переживание. В народных вышивках чувства тех, кто их создавал, проявляются очень отчетливо. Художественная традиция – это еще и общение людей разных эпох посредством чувств.

Основу народной вышивки составляет орнамент – украшение, состоящее из ритмически повторяющихся элементов. Эти элементы могут иметь очертания геометрических фигур, предметов материальной культуры, небесных светил, растений, животных и людей. Даже если центральное место в композиции вышивки занимает какое-то одно большое изображение, оно все равно состоит из повторяющихся элементов, т. е. построено как орнамент. Да и композиция севернорусской вышивки обычно складывается из трех частей. А это уже само по себе задает определенный ритм.

Ученые, занимавшиеся историей орнамента, установили значение многих архаических мотивов русской народной вышивки. Они пришли к выводу, что орнаменту в глубокой древности придавалось не только художественное, но и магическое значение. Орнамент мог являться оберегом, защищать владельца вещи, украшенной им, от нечисти. Составляющие его элементы служили символами божеств, стихий, сил, способных помочь человеку.

Так, например, ромб символически был связан с плодородием. Он мог обозначать и землю, и растение, и женщину. Крест и круг соотносились с огнем и солнцем. Если такими знаками отмечены фигуры людей, животных или птиц, это свидетельствует об их связи с небом. Волнистая или зубчатая линия представляла стихию воды, игравшей огромную роль в верованиях древних славян. Расположенная не горизонтально, а сверху вниз, она становилась изображением дождя, особо почитаемого нашими предками атмосферного явления.

Важное место в народном искусстве занимал образ мирового дерева. По мифологическим представлениям, на этом дереве, как на оси, держится все мироздание. Рядом с мировым деревом на вышивках обычно располагаются птицы и животные. А силуэт его самого имеет некоторое сходство с человеком.

В северных вышивках центральное положение нередко занимает фигура женщины. Рога, которыми вышивальщицы украшают иногда ее голову, – древнейший символ плодородия, а птицы в руках – знак божества. Это изображение великой богини, от которой зависит благополучие всего живого на земле. Не случайно на вышивках она иногда появляется вместо мирового дерева. Имена у великой богини могут быть разные: Мать-сыра земля, рожаница, берегиня, Мокошь, Параскева-Пятница. Все эти божества славянами почитались. Определенно утверждать, что на вышивке изображена именно Мокошь, можно в том случае, когда руки женской фигуры непропорционально велики и похожи на гребни. Ведь Мокошь считалась покровительницей женщин, чешущих и прядущих лен.

Ряды женских фигур с ветками в руках напоминают о празднестве в честь весны. Фигура всадника с лучами вокруг головы, или даже розеткой вместо нее, представляет, по-видимому, солнечное божество. Сам конь, часто появляющийся на вышивках, – мифологический персонаж, также связанный с солнцем. Подтверждение тому – конек на крыше дома. А птицы приносят с собой весеннее тепло, предсказывают будущее, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю. Птичья пара на вышивке могла символизировать счастливый брак. Крупный силуэт птицы в окружении нескольких меньших – материнство и семейное счастье.

Далеко не каждый образ севернорусской вышивки поддается точной расшифровке. Достоверных сведений о верованиях древних славян сохранилось не так уж много. Да и точно определить, что именно на вышивке изображено, удается не всегда. Ведь изображения на них сильно стилизованы и имеют лишь отдаленное сходство с оригиналом. Кроме того, в XVIII, XIX, XX вв. в вышивку постепенно проникали некоторые элементы культуры Нового времени, не имеющие отношения к древним верованиям. Вот почему, восхищаясь мастерством вышивальщиц, рассуждать о первоначальных смыслах образов, унаследованных ими по традиции, приходится с большой осторожностью.