Насон - История города Вологды - Храмы и церкви

Храмы и церкви


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т У Ф Ц

Церковь Николая Чудотворца, на Валухе

(Извлечение из описания И. Муромцева. 1848 г. Вологодские губернские ведомости)

Сельская приходская церковь Николая Чудотворца, что на Валухе, каменная, от города Вологды в 5 верстах, в селе Выпрягове, составляет часть Прилук, на левом гористом берегу реки Вологды, подле кирилловско-белозерской дороги. Здание церкви состоит из трех частей в одной связи, но резко отличающихся своей архитектурой: а) высокой со шпицем колокольни, украшенной в несколько ярусов колоннами и наружными арками и нишами, построенной в позднейшее время вместо прежней низменной; б) довольно большого, но низменного здания теплой церкви с толстыми стенами и малыми окнами, архитектуры начала прошедшего века и в) высокого, светлого здания холодной церкви, освященной в 1755 году, что видно из подписи на деревянном кресте в алтаре этого храма. В старину, на месте нынешней каменной была, говорят, деревянная церковь Николая Чудотворца.

Из теплой паперти, устроенной в 1847 году, три сквозные арки ведут в приделы теплой церкви на правой стороне Николая Чудотворца, а на левой Успения Божией Матери. В холодной церкви главный престол во имя Воскресения Христова, а за левым клиросом придельный алтарь Иоанна Богослова.

Из образов замечательны по древности:
      1. В паперти на правой стороне подле арки большой образ Флора и Лавра. В самом верху его изображены стоящими как бы на горе святые мученики Флор и Лавр, в середине между ними архангел Михаил с распростертыми крылами; под горой – три всадника в воинских одеждах на конях.
      2. Рядом с ним на южной стене также местный образ с следующей надписью:»Предходят же сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувимы и шестикрылатии серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь аллилуия». Вся надпись эта уписана в одну строку, буквами высотой в полдюйма, буквы эти фигурные и тесно соединены одна с другой.
      3. На северной стене паперти местная икона, олицетворяющая Херувимскую песнь.
      Судя по символам евангелистов, изображенных на образе, оба эти последние образа писаны до времени патриарха Никона, а золотая иконопись, отживка лиц и отделка одежды указывают на Строгановский пошиб, когда он, отделившись от московского, начал более уклоняться к стилю Фряжскому.
      4. Местный образ Похвалы Богородицы на правом столбе в теплой церкви. В возглавии, в светозарном круге, изображен Господь Саваоф, сидящий на Престоле, по углам которого написаны символы евангелистов. Стиль письма Корсунский.
      5. Образ Пророка Илии, на стене у северных пономарских дверей в Успенском приделе, местный. По преданию старожилов образ этот чудотворный. В конце прошлого века явился он одной больной женщине Никольского Прилуцкого прихода в сонном видении, причем, ей было сказано, что в переходах на колокольне есть старинный образ Пророка Божия Илии, по которому уже несколько лет ходят как по простой дске. Болящей обещано было скорое выздоровление, ежели она скажет об этом священнику и убедит его поставить святой образ в приличном месте. По просьбе больной икона эта, совершенно уже неизвестная тогдашним священнослужителям и прихожанам, была найдена в подмостках на колокольной лестнице, обращенная ликом вниз, и с подобающей честью внесена в церковь. Длина дски примерно аршина два с половиной. Илия изображен молящимся в пустыне. Писан на празелени.

В холодной церкви замечательны также местные образа: Одигитрии, Троицы и Предтечи, отличающиеся своим темным колоритом красок и святой строгостью в выражении лиц; украшены басменными окладами.

В алтаре Богословского придела образ Казанской Богоматери в листе, украшен басменным серебром, с следующей надписью:»Лета 1652, мая в 8 день написана бысть и положена сия икона Пречистыя Богородицы Казанской и поставлена в храме Николая Чудотворца на Валухе. Прилуцкаго монастыря вдова Марья Герасимова в поминок мужа своего Алексея Лежнева».

Тут же изображение семиконечного креста с мощами, собранными «на окиане-мори, на Кии-острове в крестном монастыре» патриархом Никоном, как значится из надписи внизу, которая говорит, между прочим, в конце, что «Сей крест истинно изображен 1791 года в ноябре месяце». Писан на холсте масляными красками. Самый крест выложен сусальным серебром. По сторонам креста царь Константин, царица Елена, царь Алексей Михайлович, супруга его царица Марья Ильинична и патриарх Никон.

Из церковных утварей замечательны по старине серебряные вызолоченные: потир, дискос и два блюдца; на каждой из этих утварей вычеканена славянскими буквами следующая надпись:»Лета 1658, апреля в 11 день построены сосуды сия в вотчину Прилуцкаго монастыря к церкви Воскресению Христову и Николаю Чудотворцу на Валухе.

Подножник к купели из рыбьего позвонка около полуаршина в диаметре и в пол-аршина высоты.

<<< Назад В начало Далее >>>