Насон - История города Вологды - До филармонии...

До филармонии...

В 1938 году в Вологодском облисполкоме появился концертно-эстрадный сектор отдела по делам искусств (КЭС). Его руководителем был назначен И. Н. Павловский1. В 1939 году ему на смену была сформирована самостоятельная организация - Концертно-эстрадное бюро во главе с директором П. П. Западинским.

И когда в скромном помещении на Мяснорядском мосту открывалось это Концертно-эстрадное бюро (КЭБ), никто не мог и предполагать, как интересно и разнообразно деятельность новой организации вольется в культурное пространство нашего края, какое множество памятных событий подарит землякам КЭБ и его преемница - областная филармония! Пока же КЭБ не имел ни штатных артистов, ниВыступление фронтовой бригады КЭБа. Первый слева во втором ряду — Н. Бахтенко. собственной концертной площадки.

Самым значительным событием довоенного периода стал фестиваль искусств «Декадасоветской музыки», проходивший в январе 1940 года. Все концерты фестиваля афишировались как мероприятия Областной филармонии при отделе по делам искусств Вологодского облисполкома. И в дальнейшем концерты 1940 года шли под грифом Вологодской областной филармонии. Однако истоки этого переименования нигде не зафиксированы, а события войны вернули старое название - Концертно-эстрадное бюро.

В «Декаде» приняли участие Архангельский государственный симфонический оркестр, певец Александр Окаемов, хор Вологодского музыкального училища под управлением В. А. Воронина... Исполнялась музыка Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, Р. Глиэра, Б. Томилина и многих других авторов. И далее - концертная афиша в 1940 году включала спектакли Московского и Воронежского театров оперетты, Украинского ансамбля музкомедии, выступления Государственного ансамбля песни и пляски РСФСР, заслуженной артистки РСФСР Д. Спришевской, солиста оркестра ГАБТа Ю. Реентовича, концерты мастеров Ленинградской эстрады, Московского театра балета, Государственного джаза Союза ССР.

Разнообразие концертов 1940 года не стало правилом в работе вологодского КЭБа. Отсутствие достаточных средств заставляло организовывать выступления в городе и области недорогих, экономически беспроигрышных эстрадных групп. По-видимому, это обстоятельство и явилось поводом для приказа №300 Комитета по делам искусств при СНК СССР от 12 июня 1941 года, в котором высказывалось «замечание директору Вологодского КЭБа т. Гладкову за использование коллективов и Решение исполнительного комитета вологодского областного совета депутатов трудящихсяотдельных исполнителей низкого художественного качества»2.

С первых месяцев Великой Отечественной войны оперативно сформировались концертные бригады из местных артистов, музыкантов, а также из прибывавших в Вологду ленинградцев.

Эвакуированных ленинградских артистов и музыкантов временно размещали в здании драматического театра. Сцена, фойе, зрительный зал превратились в какой-то беспорядочный бивуак. Даже небольшой треугольник пола под роялем стал пристанищем целой актерской семьи. Сорванные с привычных мест люди обустраивались и начинали работать - выступали в госпиталях, воинских тыловых частях, выезжали в действующую армию.

Никаких особых условий наш маленький город не мог им предоставить. Ленинградцы жили, как все, имея скудный продовольственный паек, который иногда приходилось продавать, чтобы приобрести концертный костюм. Как и все горожане, они ожидали вестей с фронта, получали «похоронки», тревожились за судьбы своих близких, оставшихся в Ленинграде. И самозабвенно работали: пели, танцевали, шутили со сцены... В трудных буднях их оптимистическое искусство было лучом света и надежды.

Май 1944 г.

О. М. Раскин - директор Концертно-эстрадного бюро, художественный руководитель Б.Н. Веревкин, актриса М. М. Прокошева включены в художественный совет при Областном отделе по делам искусств.

Исполнительный комитет Вологодского областного совета депутатов трудящихся обратился в Управление по делам искусств при СНК РСФСР с просьбой о реорганизации КЭБа в филармонию.

Июль 1944 г.

Приказом № 334-а Комитета по делам искусств при СНК РСФСР подтверждалась организация в Вологде филармонии.

В ноябре 1942 года на базе КЭБа была организована оперно-опереточная бригада в количестве 17 человек из эвакуированных артистов Ленинграда. Ими исполнялись отрывки из опер и оперетт, а также был подготовлен концерт-спектакль «Песня о песне». Архивы КЭБа и воспоминания вологжан сохранилиПриказ комитета по делам искусств при СНК СССР имена ленинградцев — участников первых бригад: Елены Сорокиной, Евгении Сясько, Александры Коваленко, пианисток Екатерины Павловой-Сильванской и Натальи Корзун, скрипачки Нэлли Островской, драматической актрисы Анны Ларионовой...

В отчете за 1943 год указывается общее число проведенных КЭБом концертов - 734. Из них 504 филармонического плана и 230 эстрадных. В том же отчете в штате КЭБа названы 34 человека, большинство из которых в дальнейшем перешли в филармонию3.

В творческом составе КЭБа было немало недавних учеников местного музыкального училища: баянисты Иван Писанко, Николай Шаховский, Екатерина Козлова, певцы Зинаида Солнышкова, Татьяна Боброва и Николай Бахтенко, пианистка Евгения Озеркова.

Условия выступлений часто были самыми необычными. Нередко вместо клуба артистам отводили небольшой свежесрубленный дом командования части, а зрителям приходилось размещаться снаружи, у раскрытых окон. Прослушав программу, уходила одна группа солдат, а на ее место у окон вставала другая. Концерт продолжался с восьми часов утра до наступления темноты. Артисты называли такие концерты «конвейерами». Нечто подобное приходилось делать и во многих госпитальных палатах, размещавшихся в классах бывших школ, в санитарных и воинских поездах.

Сводные бригады вологодского драматического театра и КЭБа обслуживали воинские эшелоны, проходившие через станцию Бабаево. Во время коротких остановок поездов артисты шли по вагонам. Каждый сам объявлял свой номер. На смену чтецу приходил скрипач-солист или певец. Двух драматических актеров, только что исполнивших скетч, сменяла танцевальная пара... В одном составе приходилось повторять программу десять-двенадцать раз, а поезда подходили непрерывно. К концу дня обессилевшие артисты валились с ног от усталости, а рано утром их будили для новых выступлений...

Много душевных сил требовали концерты в госпиталях, особенно в челюстном, располагавшемся на улице Урицкого: трудно было сохранять самообладание при виде десятков искалеченных молодых лиц.

На состоянии артистов сказывалось и постоянное недоедание. Однажды время концерта в здании бывшего резерва проводников совпало с обедом. Когда раненым начали разносить котлеты с ароматной подливой, певица А. Уланова потеряла сознание. Это был голодный обморок. Ее быстро привели в чувство, но после этого случая командование госпиталей старалось подкормить артистов перед выступлением или хотя бы угостить их горячим чаем...

Выступлений в Вологде гастролеров из других регионов в 1941-1942 гг. было мало. Из наиболее крупных коллективов нужно назвать Театр музыкальной комедии Карело-Финской ССР (май 1942). Панорама 1943-начала 1944 гг. обогащается именами многих известных артистов и коллективов: солистов Государственного академического Большого театра В. В. Барсовой, П. Н. Норцова, А. С. Пирогова, солистки Белорусского тетра оперы и балета Л. П. Александровской, солистки Московской филармонии Д. Я. Пантофель-Нечецкой, Хора имени М. Пятницкого...

Штат филармонии

Ленинградцы, работавшие в период войны:
О. М Раскин — первый директор филармонии; профессиональный режиссёр. 
А. В. Турцевич — главный режиссёр 
А. Ф. Привалов — солист оперы
А. М. Фарфель — драматически актёр, артист эстрады, конферансье джаз-ансамбля, автор и исполнитель музыкальных фельетонов и реприз
A. А. Коваленко — жанровая певица
B. В. Трухтанов— ведущий артист оркестра, директор джаз-ансамбля, композитор
A. М. Костромин — драматический актёр
Э. В. Рокотова — драматическая актриса
B. М. Витавецкая — концертмейстер
Е. Н. Ковальская и Гагарина — танцевальная пара М. Н. Крыжицкая —драматическая актриса
М. Ф. Дубяго — преподаватель балетного училища им. А. Вагановой — постановщик танцев и педагог—репетитор

В конце 1944— начале 1945 ленинградцы вернулись в свой город, но их участие в становлении концертного дела в Вологде с благодарностью вспоминало первое поколение филармонических артистов.

Вологжане первого состава:
А. Уланова 
Н. Шаховский 
Е. Озеркова 
А. Аверина
Н. Декаленкова (Стамболи) 
Г. Беляновский — администратор Булатова — сказительница 
Н. Бахтенко
Бригада М. Крыжицкой в декабре на десять дней выезжала в действующую армию.

Деятельность КЭБа, несомненно, сыграла важную роль в истории концертного дела на Вологодчине, так как именно здесь формировался первоначальный состав филармонических артистов, устанавливались традиции взаимоотношений с организациями, предоставлявшими площадки для концертов, и с их аудиторией.

1. ГАВО, фонд 2688, оп.1, д.5, л.6.
2. ГАВО, фонд 4632, оп.1, д.1, л.5.
3. ГАВО, фонд 4632, оп.1, д.1, л.90.
Элла КИРИЛЛОВА