Насон - История города Вологды - Сентябрь

Сентябрь (хмурень)

Зовется месяц еще желтнем, жовтнем - по цвету растений в это время года.

  • Начали собирать шиповник - осень пришла.
  • Багульник отпугивает платяную моль.
  • О начале грибной поры предупреждают густые теплые туманы.
  • Если в дождливую ночь сова часто ухает, быть завтра хорошей погоде.
  • Лягушки прыгают на берег и днем квакают, а рыбы выпрыгивают из воды - будет дождь.
  • Пиявка спокойно лежит на дне - к хорошей, ясной погоде.
  • При северном ветре рыба клюет плохо, другое дело - ветер южный или юго-западный.
  • Перистые облака - предвестники близких перелетов птичьих стай.
  • Гром в сентябре предвещает теплую осень.
  • Задождит сентябрь - на радость мужику.
  • Сентябрь без плодов не бывает.
  • Сентябрь - вечер года.

1 сентября. Андрей Стратилат-тепляк. Фекла-свекольница. Бабье лето. Считали: "Каков Андрей, таков весь месяц", "Каков первый день сентября, такова и вся осень". Угодник Андрей Стратилат слывет в народе под именем Тепляка, под которым разумеется ветер, дующий около этого времени с юга и, по замечанию сельских хозяев, особенно способствующий созреванию овса. В этот день крестьяне наблюдали за течением ветра: "Ветер, дующий в этот день с юга, обещает хороший урожай овса", "Батюшка юг пустил ветер на овес", "На Стратилата тепляк — пошли овсы на спех", "Стратила-тов день приспел — овес поспел". Дозревает овес. Еще говорили: "Ветер-тепляк в паутину одет — ушедшему лету кланяется вслед". Фекла-свекольница. Начинается уборка свеклы. Отлет журавлей с 1 по 5 сентября предвещает раннюю зиму. Если в начале месяца луна как бы опрокинулась на спину ( первая четверть) - погода будет солнечная и тёплая несколько дней.

2 сентября. Самуил. Крестьяне считают пророка Самуила в числе особых своих покровителей и заступников перед господом: "Самойло-пророк сам Бога о мужике молит", — говорили в народе. Сильная рябина - к урожаю овса.

3 сентября. Фаддей. Поселяне приметили, что "Если этот день будет ясный, то надобно ожидать, что еще четыре недели будет хорошая погода". А речистые краснобаи приговаривали: "Кто Фаддей — тот своим счастьем (в этот день) владей!"

4 сентября. Агафон-огуменник. На Агафона леший из лесу в поле выходит раскидывать снопы по гумнам, развязывает их. Поселяне стерегли гумна: собираясь в ночное, надевали тулуп навыворот, голову обвязывали полотенцем, для обороны брали кочергу. Так караулили они снопы от потехи лешего. Этот день редко обходится без ветра.

5 сентября. Луп Брусничник. День мученика Луппа, святомученика Иринея Лионского, святителя Каллиника Константинопольского. На святого Лупа овес морозом лупит. Первые заморозки. Дозревают брусника и клюква, поспевают лен и овес. Отмечали: "Коли брусника поспела, то и овес дошел". "Не соберешь овес - наглотаешься слез". "Если не будет утренника, так в сентябре не заморозит". Гром в сентябре - теплая осень и снежная зима. Луппы льны на юг потянули - или овес лупят. Если на Луппу журавли - зима наступит ранняя. Если журавли летят низко, то зима теплая, если высоко - то холодная. Журавли летят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья.

6 сентября. Евтихий. Дни 5 и 6 сентября называли в народе "Евтихиевы дни". Православная церковь чествует в эти дни двух Евтихиев — преподобного да священномученика. День 6 сентября должен быть тихим, безветренным, иначе льняное семя обсыплется; об этом говорится так: "Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится". Коли на Евтиха дождь — будет сухая осень и хороший урожай на будущий год.

7 сентября. Титов день. Тит и Варфоломей. Тит Листопадник последний гриб растит. "Грибы грибами, а молотьба за печами". Потому в этот день и приговаривают: "Тит, пошел молотить". Говорили: "Пришел Варфоломей — жито на золу сей". Хлебород - перед строгой зимой.

8 сентября. Наталья Овсяница и Андриан. Осенний Петр-Павел Рябинник. День посвящен рябине - рябина именинница. Собирали рябину и калину. Примечали: "Большой урожай рябины - к морозу". День народного поминовения воинов, павших в Бородинском сражении (1812).
В этот день в одних местах закашивают овес, в других оканчивается уборка овса. Поселяне в первый день покоса, скосивши пук овса, вяжут сноп и несут его с песнями на боярский двор или в свою избу. Ставили сноп под образа. Хозяин со своими работниками садился за стол, а хозяйка угощала гостей дежнем-толокном, замешенным на кислом молоке или на воде с медом, а потом угощала овсяными блинами. Уходя, гости говорили: "За сладкий дежен и за сытные блины спасибо, хозяин с хозяюшкой!" Где оканчивалась уборка овса, также последний овсяный сноп с песнями уносили с поля, считали: "К этому дню не выкосишь овес — намотаешься до слез", "Не вырастет овес — наглотаешься слез", потому что "Не кони везут, овес везет". К этому времени пора и рябину срывать, прилаживать на зиму кистями под крышу, собирают грибы, идет клев судака. Была и примета: "Холодный утренник предвещает раннюю и холодную зиму".

9 сентября. Гром в сентябре - к долгой осени.

10 сентября. Анна Пророчица и Савва Псковский, Анна Скирдница и Савва Скирдник. В эту пору идет вывоз снопов, хлеб складывается в кладушки, скирды, спешат убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья. Говорили: "У хорошего хозяина — копна со скирдой спорит, а у лежебоки — скирдешка с копенку!".Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

11 сентября. Иван Постный. Иван Пролетный. Иван Предтеча. Иван Постный - осени рябой отец крестный. Коли журавли на Киев (юг) пошли - ранняя зима. В этот день заканчивалось лето красное, встречали бабье лето. А поселяне приметили: "Иван Постный пришел, лето красное увел", "С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана", "Иван Предтеча гонит птицу за море далече", а "Коли журавли на Киев (юг) пошли — к ранней зиме, скоро наступят холода". С Ивана Постного убирали репу, но "репный" праздник отмечался без песен, потому что Саломея плясани-ем и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя. Праздник отмечался постной едой, угощением бедных, нищих, странников, но не разрешалось есть ничего круглого: капусту, лук, арбузы, яблоки, картофель, так как они напоминают голову Иоанна Крестителя, также нельзя брать в руки нож и вообще острые предметы. Говорили, что если кто-нибудь в этот день станет рубить капусту, то на ноже появится кровь, поэтому "На Предтечу круглое не едят, щей не варят". Соблюдался строгий пост: "Иван Постный — осени отец крестный". И еще: "Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана Постного — коренья".

12 сентября. Если осенью падает много звёзд, на следующий год будет неурожай и мор.

13 сентября. Киприан (Куприян). Уборка моркови, свеклы, копка картофеля. "Всяк корешок в своей поре". "Хозяйка при коровке, а девки - при морковке". На Куприяна начинают дергать корнеплоды, кроме репы. Копают картофель, придавая ему большое значение, так как "Картофель хлебу подспорье", "Картошка хлебу присошка". "Калиновая плеть свесила медь". На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь, и часто наступающий день уже не застает их более в наших краях; растянувшись на синем небе своим разноплечим клином, они улетают на юг, прощаясь с русскою землею характерным гортанным криком, далеко разносящимся в чистом осеннем воздухе. Часто наступающий день 14 сентября уже не застает их более в наших краях; растянувшись цепочкой на синем небе, улетают они на юг, прощаясь с русскою землею характерным гортанным криком, далеко разносящимся в чистом осеннем воздухе.
Если выпадет снег осенью, когда ещё деревья не сбросили листву, он скоро растает.

14 сентября. Симеон Столпник. Семен-день. Симеон Летопроводец. Марфа. Начало бабьего лета. Бабье лето сухое - осень мокрая. Этот день был знаменит, поскольку с середины XIV века до 1700 года Новый год начинался с 1 сентября по старому стилю в Семенов день. "Семен лето провожает" и "Семен бабье лето наводит". Бабье лето всего одну неделю— с 14 по 21 сентября. У русских — бабье лето, в Америке— индейское лето, во Франции — лето святого Мартина, в Германии — бабушкино лето. Немцы говорили: "Если первый день бабушкиного лета ясен, то осень теплая". У чехов — паутинное лето, говорили: "Бабье лето летает". Приметили. Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый, то вся осень будет теплая и ведренная, и наоборот. На Семен-день ясно — бабье лето тепло. Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла. Бабье лето ненастно — осень сухая, ясная. Бабье лето ведренно — осень будет ненастна и холодна. На Семеновы осенины много тенетника — осень долгая да ясная. Если много тенетника, дикие утки садятся, а скворцы не отлетают — осень протяжная и сухая. Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы. На Семена журавли отлетают в теплые края. На Семен-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты. На Семен-день выезжали поохотиться за зайцами: "Первый праздник псарных охотников, выезд в отъезжее поле. Охотники на Семен-день притравливали зайцев". С Семена-дня начинались бабьи работы: "С бабьего лета — бабий праздник и бабьи работы". С раннего утра мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен и стелили по лугам. Начинались бабьи супрядки, посиделки да беседы, а также игры, хороводы, обряды, засидки и тому подобное. По народному обычаю, поселяне под Семен-день тушили огонь, кроме тепла лампадного, но едва только начнет заниматься утренняя заря, вздували новый огонь. На Симеона солят огурцы. Листопад, последняя гроза. И еще: "Семенов день — счастливое новоселье".

15 сентября. Федот и Руфина. Мамонт-овчарник. Федот и Руфина. Не выгоняли со двора поутру скотину: выгонишь — беду нагонишь. По дедовским поверьям, не выпускали в этот-день до полудня ни коров, ни овец. Если первый осенний снег нападает так, что свесится с крыш, то он стает.

16 сентября. Василиса, Домна. Домнин день. В этот день в старину с утра до ночи прибирали бабы всякую рухлядь в доме), "припасая себе этим благополучие и спорину во всем на целую осень". Во многих местах особенно уважали старые, изношенные лапти, которые считаются верным средством от сглаза, их привешивали у крыш домов и скотных дворов, якобы тогда никто не "изурочит" или не "сглазит". Большие муравьиные кучи к осени - на суровую зиму.

17 сентября. Неопалимая Купин. Богородица Неопалимая Купина. Неопалимая Купина считается охранительницей от пожара и молнии. Она может уберечь от пожара, но может и наслать гром, молнии, огонь и камни с неба, как Илья-пророк. Крестьяне молились Неопалимой Купине о защите дома и скота от огня. На Неопалимую Купину начинают выкапывать лук из гряд. Большой урожай рябины - к морозам зимою.
Василиса. "Баба Василиса, со льном торопится". Бабья работа в полном разгаре.

18 сентября. День Елизаветы-предсказательницы. В память того, что святая Елизавета предсказала пресвятой Деве Марии рождение Христа, этот день считается счастливым для предсказаний. Поэтому на Захария и Елисавету охотно посещают ведунов и знахарок. В лесу много рябины - осень будет дождливая, а мало - сухая.

19 сентября. Михайлов день. Похолодание - михайловские морозцы. Первая Братчина. В древнее время на мирских сходках решались семейные и частные дела. После примирений предлагались взаимные угощения, переходящие как бы в особое празднество, известное под именем братчин, где водворялось дружество, миролюбие и братство. Главных братчин две — Михайловская и никольская: первая — в честь архистратига Михаила 19 сентября, вторая — в честь святого Николы зимнего 19 декабря.В эти дни поселяне ставят общим миром в церкви большую свечу и служат молебен о ниспослании на них всяких благ. Первые морозы, михайловские утренники. День укоротился на 5 часов. Считали: "На Михаилу нельзя работать — Бог накажет".

20 сентября. Лука. Луков день. Созонт. Луков день. В селах начиналась заготовка репчатого лука, повсеместно убирали лук, а то его головка не успеет высохнуть. В комнатах развешивали луковицы — воздух очищался. Считали, что лук от семи недуг, поэтому его ели с хлебом, солью, квасом и были здоровы, имели свежий цвет лица. Издавна считали, что лук играет важную роль, говорили: "Лук с чесноком — родные братья", "Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук", "В нашем краю — словно в раю: луку да рябины не приешь", так и ходят в народной Руси поговорки о луке: "Лук да баня все поправят", "Лук — добро и в бою, и во щах", но приметили: "Много одежки на луковицах — быть зиме холодной". Лук продавали на базарах и на осенних ярмарках. Выросли шишки на ели низко - быть ранним морозам, а если наверху - настоящие холода в конце зимы.

21 сентября. Рождество Богородицы. В народе - Вторая Пречистая, Малая Пречистая (Большая Пречистая - Успение, 28 августа). Апасов день. Осенины. Оспожинки — праздник урожая. Рождество Пресвятой Богородицы называют в народе Госпожинками, или второй Пречистой; в основании этих названий лежат известные наименования, которые обыкновенно придаются нашею Церковью пресвятой Деве Марии. Вторая встреча осени — Осенины. В этот день встречали Осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов с овсяным хлебом встречать матушку Осенину. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни, а к новобрачным сходились все родные и знакомые посмотреть на их житье-бытье и поучить уму-разуму. Недавно поженившиеся пары угощали свою родню, отчего этот праздник также назывался "подне-сеньев день". Гости, по обыкновению, должны были хвалить и одновременно учить молодых. Хозяин водил гостей на двор, показывал амбары, угощал пивом из бочонка. Всякому лету конец. С Рождества Богородицы — луковая неделя, женщины собирали лук. Также убирали пчел с пасек или пчельников. С Осенин начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением. Вторая встреча осени.

22 сентября. Длинная паутина летит к ясной осени и нескорому снегу.

23 сентября. Петр и Павел-рябинники.День осеннего равноденствия. На Руси два дня Петра и Павла — большой да малый, летний да осенний. Разрешалось с Петрова дня летнего есть землянику и другую ягоду, а с осеннего Петра-Павла рвать рябину, делающуюся с этого дня менее горькою из-за первых утренников — заморозков. Осенний Петр-Павел рябинник, рябина гроздна — зима морозна. В этот день срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу, чтобы провяла, сахару понабрала. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусте — дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птице. Про сбор рябины у народа и песенка сложена: "Выдем на долинку, сядем под рябинку — хорошо цветет!". Еще приметили: "Если рябины в лесу много — осень дождливая, если же мало — сухая", "Много ягод на рябине предвещает строгую зиму, посему и заготавливают тогда рябинный квас, слабительный и прохладительный, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою".

24 сентября. Федора-обдёра. "Осенние Федоры подол подтыкают" (от грязи). Осеннее равноденствие. "Не всякое лето до Федоры дотянет". "Две Федоры в году - осенняя и зимняя, одна с грязью, а другая - со стужей". Начинаются дожди, слякоть. Федора-обдёра (обивается оставшийся на корню хлеб), Федора — замочи хвосты. Третья встреча осени: "На Федору лето кончается, осень начинается", "И бабье лето до Федоры не дотянет". Уже становится слякотно, все чаще идут дожди, поэтому говорили: "Федора — замочи хвосты", "Осенние Федоры подол подтыкают, зимние Феодоры (12 января) платком рыло закрывают". Считали: "Преподобная Феодора — всякому делу аминь".

25 сентября. Артамон. Жизнь животных замирает, осень вступает в свои права. Существовало поверье, что змеи с этого дня перебираются из полей в леса и уходят в землю: "На Артамона змеи уходят в леса и прячутся". Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.

26 сентября. Корнилий.
Говорили: "С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет", "Корнильев день на дворе — всяк корешок в своей норе!", "Корнилий святой — из. земли корневище долой!". К этому времени убирают все корневые овощи: картофель, морковь, брюкву и так далее, кроме репы. Приступают к уборке корнеплодов. "Воздвижения жди? так репу рви". Когда грач улетает - снег пойдёт.

27 сентября. Воздвиженье. Кафтан с шубой сдвинется, последний воз с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся. Этот день в летописях известен под названием "Ставрова дни" — от греч. "саурос" — "крест". В этот день наступали первые заморозки. Подмечали: "Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает", "Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет", "Пришло Здвиженье — кафтан с шубой сдвинулись и шапка надвинулась", "Шуба за кафтаном тянется", но: "Воздвиженские зазимки — мужику не беда", но осень к зиме все быстрее идет. В это время — последняя копна с поля: "Хлеб с поля двинулся", "Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвигается", "На Воздвижение — последний воз с поля сдвинулся, а птицы в отлет пошли". Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда кукушка, которая поэтому и зовется ключницей Вирая. Ирьем, или вырием, вирием, называют неведомые теплые страны. Медведь залегает в берлогу, змеи — в нору, в спячку впадают, и "На Воздвижение ни змеи и никакой гад по земле не движется". С Воздвижения начинали рубить капусту и готовить ее на зиму , Начало капустникам, капустниц, капустенских вечерок, кои длятся две недели. Были и приметы. Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому. На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она остается мерзнуть в холодные дни. В день Воздвижения крестьяне воздвигали часовни, кресты; соблюдали пост. Третья встреча осени.

28 сентября. Никита Гусятник.Никита-гусепролет, гусар и гусятник, репорез. Гуси летят - зимушку на хвосте тащят, снег несут на носу. "Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу, нос под крыло прячет - к ранней зиме". В эти дни крестьяне обыкновенно срезают и убирают с полей репу; в это же время в России бьют обычно гусей. Поселяне замечали, что с этого дня "дикие гуси улетают стадами на теплые моря": По крику гусей и полету они заключали о наступлении скорых холодов. Гусиные промышленники скупали по селам гусей. Огородники в этот день вырывали в полях репу, обрезали ботву и корень. Говорили: "Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы", "Не дремли, баба, на репорезов день" и подшучивали: "Поел бы репки, да зубы редки", "Репа брюху не укрепа". В это время стригли овец, считая, что до наступления больших морозов они обрастут новой шубой, а снятая шла на валенки, шерстяные онучи. Крестьяне на Никиту "задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, которую относят домой, для счета домового". Конец бабьего лета.

29 сентября. Коли много тенетника, дикие гуси садятся, скворцы не отлетают - осень протяжливая и сухая.

30 сентября. Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Девичий праздник. Всесветные бабьи именины. Народное слово отметило эти имена в прибаутках: "Бабушка, Надежда, на чужое-то надейся, да свои паси!", "Надейся, Надежда, на добро, а жди —худа!", "Люба парню девка Любаша — к венцу, а не люба — к отцу!", "Хоть и Любовь, да не люба!", "И Вере не поверю, коли сам не увижу!", "Нет вернее Веры, когда спит!", "Не одна Софья по тебе сохнет, да все еще не высохла!" Коли ранняя белка голубая, ранняя весна будет.