Насон - История города Вологды - Август

Август (жнивень).

Лес щедро распахнул кладовые и спешит отдать свои дары.

  • Цветы вьюна плотно закрылись - перед дождем, вода в цветок не попадет.
  • Кусты парнолистника указывают на присутствие в земле гипса.
  • За 15-20 часов до дождя закрываются листочки костяники, папортника-орляка.
  • Перед непогодой певчие птицы перестают петь.
  • Основной способ добычи рябчика - охота с манком.
  • Коростель бежит из-под собаки, горячит ее и вынуждает работать по ней низом, оставлять стойку и бежать вдогонку.
  • В августе заготавливают березовые веники.
  • Предосенний сбор лекарственных трав - целебные травы в лучшей своей поре, во всей целебной силе.
  • Яблони клонятся долу, отяжелев от плодов.
  • Выпадают инеи - знак к ранней, студеной зиме.
  • Август - густарь, густоед, щедрый разносол (хлебосол): всего вдоволь.
  • Август два часа уволок - от дня убавил, ночи прибавил.
  • Август - жнивень, месяц жатвы.
  • Август и у рыб сытная пора.
  • Август - лета закат, последний летний месяц.
  • Августовская ночь длинна, вода - холодна.
  • Август придет - свои порядки заведет.
  • Август припасает утренники (заморозки).

1 августа. Макринин день. Макриды. День Макриды — указник осени. "Коли на Макрины дождь, на следующий год уродится рожь". По погоде сего дня замечали о будущей осени, крестьяне говорили: "Каков день выдается — такова и осень будет", "Смотри осень по Макридам", потому что "Если на Макриду мокро, то вся осень будет мокрая", "Вёдро (сухая, теплая погода) на Макриду — осень сухая" или "Дождливым будет день — и осень мокра; сухой — и осень тоже", "Коли на Макриду мокро, то страда ненастная". "Дождь с утра — не жди добра: будет осень вся мокра".
Поселяне твердо знали: "Коли на поле Макриды, а ты свое смекай (работай)", "Прошли бы Макриды, а то будешь с хлебом". Зависимость от природы заставила поселян тщательно наблюдать окружающий мир, и зоркий крестьянский глаз примечал самое характерное для каждого дня: "На Макриды если дождь — сев озимых хлебов будет хорош", "Если в этот день будет дождь, то не будет орехов". "Полетел пух с осины — иди за подосиновиками", "Оводы кусают последний день", "Макрида сажает осень, а Анна (7 августа) — зиму".

2 августа. Илья-пророк. В народном воображении Илья — святой суровый, грозный, карающий, в его подчинении дожди, гром, молнии; с другой стороны, Илья — щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие. Первый сноп, первый праздник: "Знать осень на Ильин день по снопам". В этот день на Руси пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь. По наблюдениям, с Ильина дня начинается осень, появляются холодные утренники: "До Ильина мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается", "На Илью до обеда лето, после обеда осень", говорили: "На Ильин день олень копыта обмочил: вода холодна", "На Илью камень утром прозябает", "До Ильина дня тучки по ветру идут, после Ильина дня против", "До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусте не сохнет", "На Ильин день зима с летом борются", "Придет Илья принесет гнилья (дождь)", но была и примета: "Дождь в этот день предвещает обильный урожай ржи на следующий год" или "Дождь в Ильин день, а также на Макковея (14 августа) и на Воздвижение (27 сентября) — к обильному урожаю на следующий год".
Начинались дожди: "До Ильи поп дождя не умолит, а после Ильи баба фартуком нагонит", "До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня из закрома". По замечаниям ворожеек, дождь, собранный на Ильин день, избавляет "от очного призора, сглазу и всякой вражьей силы". И еще считали: "На Ильин день дождь — будет мало пожаров, вёдро — много", "Ильинская пятница без дождя — пожаров много", "Если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой".
Илья громовержец — повелитель молний и громов. Этот день часто с дождями и грозами, говорили: "Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице", "Илья словом дождь держит и низводит", "На Ильин день в поле не работают, стогов не мечут — спалит грозой", "На Илью грех возить сено — Илья сожжет его", "Илья грозы держит", "На Ильин день где-нибудь от грозы загорается", "Вознесение с дождем, Илья с грозой". Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали в поле, не косили и не убирали сена. "Пророк Илья лето кончает, жито (жниво) зажинает", и еще: "К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони". На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты, говорили: "Богат, как ильинский сот", но знали, что "Ильинский рой и не в корысть", потому что поздний, не успевает запастись пищей. Муха кусает до Ильина дня, питается; после Ильина запасается, после Ильи комары тоже перестают кусаться. После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать. С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна, так как Илья пророк три часа светлого времени уволок.

4 августа. Мария Магдалина-ягодница, сладостница. По преданию, этот день добрый. Если на Марию "громовый день", то "Коли гроза — сена будет за глаза", но "На Марию Магдалину в поле не работают — гроза убьет". В этот день наблюдали за росой. Если роса была обильная, то ожидали серого льна, говорили, что роса уничтожает белизну льна и "укоротывает самый рост": "Коли на Марью сильные росы - льны будут серы и косы". "На Марию вынимают цветочные луковицы". В лесах идет сбор черной и красной смородины, черники.

5 августа. Трофим-бессонник. Мученики Трофима называл народ бессонником. В это время шла пора усиленных работ, страды, поэтому говорили: "Хорошему хозяину день мал", "Если идет работа — спать неохота", "Жать — не дремать". И как бы себе в поучение причитали: "Долго спать — добра не видать", "Долго спать — с долгом встать". На Трофима — калинники-малинники. "С малинника лыки не велики, да ягоды сладки; а с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь".

6 августа. Борис и Глеб Летние. К этому времени поспевала рожь — "Борис и Глеб в полях поспел хлеб" или "Борис и Глеб — дозревает хлеб". По замечаниям стариков, будто в старину на этот день бывали большие грозы и спаливали копны у тех, кто работал в поле, говорили: "Борис и Глеб — пали копны (гроза жжет копны)", поэтому в поля старались не выезжать, за полевые работы не браться; предупреждали: "На Глеба и Бориса за хлеб не берися". Наступает пора сбора черемухи, заготавливают березовые веники.

7 августа. Анна Холодница, зимоуказательница. Макарий — ярмарка-именинница. По Анне судили о зиме. По наблюдениям поселян, если в этот день наступит холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная, так как "Анна-зимоуказница" и "На день святой Анны зима припасает холодные утренники". Были на этот день и приметы: светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, дождливая — теплую, снежную. Какова погода до обеда — такова зима до декабря; какова погода после обеда — такова зима после декабря. На Макария открывалась Нижегородская Макарьевская ярмарка.

8 - 25 августа - сбор яблок ранних сортов (Коробовка, Папировка, Горноалтайское, Брусничное и др.).

9 августа. Пантелеймон Целитель. Пантелеймон-Палий. Пантелеймон Зажнивный, предосенний сбор лекарственных трав. Никола Кочанский, кочанный - вилки в кочан завиваются. "На Пантелея-целителя и Николу кочанского капуста в кочны завивается". Обычно с этого дня начинаются по утрам холода, а "На поле капустном — кочанов густо", "Капуста — шаровата, кудревата, на макушке плешь — на здоровье ешь", "У хозяина без капусты брюхо пусто", "Капуста не пуста, сама летит в уста". Капуста и картошка были главной пищей слетья (конца лета). В это время буреет картофельная ботва, подходит время копания клубней. Пантелеймона называют "Палий" и боятся в этот день грозы, приметили: "Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб", "Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно" или "На Пантелеймона грех возить хлеб и сено — Пантелеймон сожжет".

10 августа. Прохор и Пармен. Прохоры и Пармены – не затевай мены.

11 августа. Калинник. Замечали, что-появляющиеся с сего дня морозы убивают на жнивах хлеб, также боялись сырого тумана, который называли "мороком": "Пронеси, Господи, Калинника мороком, а не морозом". Крестьянин хорошо знал свое дело: "Коли на Калинника туман — припасай косы про овес с ячменем", или: "Коли туман — припасай закрома про овес с ячменем". Мрачное туманное время неблагоприятно для пчел. Пасечники замечают: "В мороки пчеле ходу нет". Были и приметы на этот день: "На Калинов день не будет утренников, так и Луппа (5 сентября) не заморозит". "Калина не закалинит, так и Луппа не залупит".

12 августа. День Силы и Силуяна. Говорили: "Сила хлеб силит", "На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна", так как полна зерном и клонится к земле. "Святой Сила прибавит мужику силы", "На Силу святителя и бессильный богатырем живет (подошел новый хлеб, пища сытная)", "Дожить бы бабе до Силина дня да с яровым управиться, так засилья прибавится". "Кто посеет рожь на Силу — родится сильно". А с нечистой силой на Силу считали, что "ведьмы обмирают, опившись молока". Еще приметили: "Если в это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не должно", "Если душно и тягостно и насекомые особенно злы и едки, то будет дождь". Если в это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не должно. Если же душно и тягостно и насекомые особенно злы и едки, то будет дождь.

13 августа. Евдоким. Евдокимово заговенье перед Успенским постом, про который народ говорит: "Успенский пост не голодный". В эту пору всего много: хлеба нового, овощей, плодов, ягод.

14 августа. Спас. В Византии раз в год выносили крест из храмов для освящения мест и отвращения болезней. У нас этот празднк соединился с воспоминаниями о происходившем в этот день крещении Руси. Совершается чин водосвятия — это "Спас на воде", "Мокрый Спас", когда освящаются воды в озерах, колодцах, а также мед — "Медовый Спас". В православных святцах день этот именуется "Происхождением Честных Древ Животворящего Креста Господня" к которому с XII века присоединилось еще особое празднество "Всемилостивому Спасу Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии Матери Его", таким образом соединилось два церковных праздника.
Спасовки — первые две-три недели августа (по старому стилю 1, 6, 16 августа). Первый Спас — Медовый, второй — Яблочный, третий — Спожинки. Первый, Медовый, Спас называли еще мокрый, Маккавей. Для крестьянина этот день — большой праздник. «На первый Спас и нищий медку попробует».
Проводы лета. Со Спаса начинаются холодные росы, считали: "С первого Спаса и росы хороши", то есть безвредные, но "У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье". Якобы с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Пасечники начинают выламывать соты: "спасовка-лакомка", говорили: "Если пчельник не „заломает сота, то соседние пчелы вытаскивают весь мед", к этому времени "Пчела перестает носить медовую взятку". Отцветают розы, по народному поверью: "Когда перестают цвесть розы, тогда происходит пере мена в росах". Отмечался отлет первых ласточек и стрижей. Появляются стаи грачей и скворцов.
А работы для крестьянина опять много: "Паши под озимь, сей озимь; готовь гумна и овины; защипывай горох; начинай заготовку лесной малины; собирай мак, а также поспевшие ягоды черемухи". "После водосвятия крестьяне купаются сами, купают лошадей, а пастухи пригоняют с пастбищ домашнюю скотину и вгоняют ее в реку. Лошадей, как и весь скот, обычно в этот день купают в последний раз". И еще: "На первый Спас святи колодцы". Приметили: "Если дождь в этот день,, то мало пожаров бывает".
С 14 августа начинается Успенский пост, считали, что "Успенский пост не голодный" или "Спасовка-лакомка". В эту пору всего много: и хлеба нового, и слетья разного (овощей), и плодов, и ягод, к этому времени созревают и дыни, и арбузы. Заканчивается пост 28 августа. Приметили: "Во что Маккавеи, в то и разговенье, (28 августа)".

15 августа. Степан-сеновал. К этому времени в лугах отрастала отава — "второе сено". Начинали косьбу: "И ставка — сену прибавка". "Отава — осеннее сено, летнее прибережет". На Степана кончали сенокосные работы.
Святой первомученик Стефан издавна известен у народа как покровитель лошадей, и потому самый день памяти его у наших предков имел свои особенности. В старину в этот день хозяева посвящали этому угоднику овес и сено. Говорили: "Какова погода в этот день, такова в сентябре простоит" или "Каков Степан, таков сентябрь". По тому, каковы дни 15-19 августа, определяли погоду на сентябрь-январь. В далекой Руси в сей день крестьяне поили лошадей через серебро, то есть бросали в воду мелкую серебряную монету, потом поили лошадей из шапки, в которой тоже лежала монета, они предполагали, что от этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза. А монетку прятали в конюшню под яслями. Эта монета переходила от отца к сыну.

16 августа. Антон-вихревей. Исаакии-малинник. Каков Вихровей, таков и октябрь. Если ветер с вихрями - ожидай снежную зиму. Завихрит со всех сторон - будет злющая зима с толстым снегом на дома. "Каков Исаакий, таков и Никола Зимний (19 декабря)". "На Исаакия вихри — к крутой зиме". В это время полным ходом идет сбор лесной малины. А хозяйки кадушки шпарят, под засол готовят, огурцы срывают.

17 августа. Евдокия. Авдотья-сеногнойка, малиновка, огуречница. Поспевает малина лесная. Последний сбор огурцов. "Какова Авдотья-сеногнойка, таков и ноябрь". Считали, что с этого дня начинают идти дожди, вредные для сева. Эти дожди и называли сеногнойками. "Дождям говорят, иди туда, где ждут, а они пошли, где жнут", а если дождь все сено сгноит: "Семь отроков-сеногнои сено гноят". Авдотья — малиновка, к этому времени поспевает малина: "На Авдотью сбор малины — готовь плетенки", а если "Рясная малина — урожай на хлеб". Евдокия — огуречница, поспевают огурцы: "На Евдокию срывай огурцы", убирают чеснок и лук.

18 августа. Евстигней. Евстигней-житник. "Каков Евстигней, таков и декабрь". На Евстигнея жнивы заклинали на все четы ре стороны, призывали мать-сыру землю на помощь. На Евстигнея ели сырой лук с хлебом, солью и квасом, а в комнатах развешивали связки луковиц, чтобы воздух очищался.

19 августа. Преображение. Второй Спас. К празднику Преображения поспевают многие плоды и овощи, оканчивается жатва, говорили: "Со Спаса Преображения погода преображается", "Второй Спас яблочком разговляется". Народное название праздника — Второй яблочный Спас. Объясняется это тем, что до Преображения особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня во всей Великой Руси начинали есть плоды и фрукты. "На второй Спас освящают яблоки и мед". "Пришел Спас — всему час", яблоки поспевают, снимают плоды, а погода ухудшает ся изо дня в день, начинаются осенины, встреча осени, в этот день провожают закат солнца в поле с песнями, говорили: "Пришел Спас — бери рукавицы про запас", "Второй Спас всему час — шубу припас", к ночи становится холодно. Но про работу не забывали, со второго Спаса засевали озими. А также приметили: "Какой второй Спас, такой и январь". "Каков день во второй Спас, таков и Покров" (14 октября).

20 августа. Марины, Пимены. Быть-то оно было, да нас при том не было. День прошел — все свое с собой унес. Если аисты готовятся к отлету, осень будет холодной. Пимены-Марины — не ищи в лесу. Спустя лето по малину в лес не ходят.

21 августа. Мирон Ветрогон. В этот день бывают сильные ветры. "Ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном лете стонут", "Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету".
В это время собирали осенние опята. Приметили: "Каковы Мироны, таков январь", "Ранние иней в конце лета — к урожаю будущего года".

22 августа. День Матфея - змеесоса коров. Считают, что в этот день змей сосет коров, поэтому их не выгоняют на паству. Сбор сливы. Поспевает брусника. Появляются осенние опята.

23 августа. День Лаврентия. Святой мученик Лаврентий считается у нашего народа целителем глазной боли, и поэтому простой люд молится ему о прозрении ослепших глаз. Угодник этот одарен был особенным даром врачевания. Он был целителем для всех, с каким кто недугом к нему ни обращался, и не раз подавал зрение таким людям, которые им не владели от рождения.
На Лаврентия день обычно тихий, поселяне смотрели в полдень на воду: если вода тиха в реках, озерах, болотах, если лодки стояли спокойно, то считали, что осень должна быть тихая и зима будет без метелей. "Осень и зима хороши живут, коли в этот день вода тиха и дождик", "Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго — всю осень". Предполагали, что погода этого дня устанавливается на всю осень.

24 августа. Евпл. Полагают, что в ночь на мученика Евпла на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой и песни, и бегает белый конь.

25 августа - 10 сентября - первые ранние заморозки в воздухе. Начинают опадать отдельные листья у клена. Сбор яблок сортов Мелба, Боровинка; груши Бессемянки.

26 августа. Максим исповедник. Посадка луковиц лилий. Созревание розовой вишни.

27 августа. Михей. Средний срок начала листопада. Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет - то зима позже придет. Известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде. "Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается". "Михей с бурей - к ненастному сентябрю". "На Михея дуют ветры-тиховеи - к ведренной осени". "Тихий ветер в сад — сухая осень в лес", "Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается". Михеев день Успенский пост кончает, осеннему мясоеду навстречу идет.

28 августа. Успение, важный праздник конца лета - начала осени. Этот праздник крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени. День проводов лета и окончания уборки урожая - дожинки. Конец Успенского поста. "Успение провожай, осень встречай". Первая Пречистая, первая Госпожа, госпожинки. Этот праздник слывет у народа Успенщиною — дожинки, обжинки, оспожинки. В этот день во многих местах в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения, а на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой — "завивали бороду" и приговаривали: "Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!"
Успение — окончание жатвы, складчины, братское пиво, на мирскую складку варили пиво, убивали барана, пекли пироги и созывали родных и соседей на пир пировать. С Успения солнце "засыпается". "Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается"! До Успения пахать — лишнюю копну нажать. Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения. "До Петрова дни взорать, до Ильина — заборонить, до Спаса — посеять". На Успение солили огурцы, а на Сергия (8 октября) — капусту рубили. Начало молодого бабьего лета до 11 сентября, а если погода хорошая, то старое бабье лето с 13—21 сентября — ждали ненастным.

29 августа. Третий Спас. Спожинки. Хлебный день - пекли первый каравай нового хлеба. После третьего Спаса улетают последние ласточки. "Хорош третий Спас - зимой будет квас". Третий Спас — ореховый, хлебный, холщовый. Говорили: "Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают", поэтому третий Спас еще называли "Спас на холстах", "Спас на полотне". Данный праздник отмечался торгом полотнами, холстами. Спас — хлебный, пекли пироги из нового хлеба. Спас ореховый. К этому дню поспевают орехи. Считали, что "Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса". На третий Спас последний отлет ласточек, а также отлет касаток в Архангельской области. Приметили: "Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно".

30 августа. Мирон. Начало листопада (первой уронила лист береза, за ней липа, вяз, черемуха и т.д.). Вырезать отплодоносившие побеги малины. Подкормить калием.

31 августа. День Фрола и Лавра, покровители лошадей. Начало осенним утренникам, случаются и заморозки. Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся (цветочки). Смотрели у полыни корни: если корни толсты - год будет урожайным. "На Фрола и Лавра лошадиный праздник". "Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра". На Флора и Лавра — лошадиный праздник. Купали лошадей в реке, кормили овсом, гривы и хвосты убирали лентами, приводили к церкви, где после молебна кропили лошадей святой водой. После по общему и неизменному правилу кормили их в полную сыть и ни в коем случае на них в этот день не работают, даже на скачках седлать лошадей было не принято. Крестьянин думал: "Если умолил Флора и Лавра, жди лошадям добра", "Флор и Лавр до рабочей лошади добер". В этот же день пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священникам. Флор и Лавр — кончай посев ржи (дожинки, досевки), после этого дня посев ржи считается запоздалым, говорили: "Коли до Флора не отсеешься — фролки (цветочки) и родятся". Начинаются вечерние "засидки" (бабьи работы в избах при огне). С Флора и Лавра начало осенним холодным утренникам. Начало листопада.